Электронные средства платежа: проблемы правового регулирования
Возникли новые понятия— электронные денежные средства и электронные средства платежа.
Нормативная база
Порядок использования электронных средств платежа (ЭСП) регламентируется ч.19 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон о НПС), согласно которой «электронное средство платежа—средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств».
ЭСП подразделяютсяна два вида:
- персонифицированные, при использовании которых оператор проводит идентификацию клиента в соответствии с Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
- неперсонифицированные, при использовании которых идентификация клиента не требуется (ч. 1 ст. 10 Закона об НПС).
Юридические лица и предприниматели обязательно проходят идентификацию при создании корпоративного электронного средства платежа (ч. 7 ст. 10 Закона о НПС). У физических лиц возможностей больше— они могут воспользоваться электронными кошельками, мобильными приложениями или обезличенными предоплаченными банковскими картами (ч.4 ст.4 Закона о НПС»).
Однако если предприниматель переводит электронные деньги физическому лицу (например, в счет оплаты услуг по гражданско-правовому договору), последний обязан использовать для этих целей персонифицированное ЭСП (ч. 9 ст. 7 Закона о НПС). Или согласно Федеральному закону от 15.12.2019 № 428-ФЗ с 01.01.2020 физическое лицо должно зарегистрироваться как самозанятое лицо через мобильное приложение в GooglePlay, AppStore или воспользоваться личным кабинетом на сайте Nalog.ru, показать доход от деятельности и сформировать фискальный чек.
Электронные средства платежа предназначены для осуществления перевода электронных денежных средств (ЭДС). ЭДС — это средства, предварительно предоставленные обязанному лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств, для исполнения обязательств лица денежного характера перед третьими лицами (п. 18 ст. 3 Закона о НПС). В качестве обязанных лиц выступают операторы ЭДС в лице кредитных организаций (ст.12 Закона о НПС).
Таким образом, ЭДС как предоплаченная стоимость, фиксируемая в техническом устройстве в сети, фактически являются правами требования (ч. 4 ст.7 Закона о НПС), а ЭСП признается как средство (способ) передачи этой стоимости (прав требования).
Кроме того, Федеральным законом от 26.07.2017 № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 июня 2018 года, ст.846 ГК РФ дополнена п.3, согласно которому банковский счет может быть открыт на условиях использования электронного средства платежа. Дополнение подразумевает изменение действующего подхода, согласно которому перевод ЭДС—перевод без открытия банковского счета.
В 2019 году Президент РФ подписал два закона, связанных с урегулированием ЭСП на базе сетей.
- Федеральный закон от 03.07.2019 № 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон определил правила работы поставщиков платежных приложений ApplePay, Samsung Pay, MirPay(п.29 ст.3 Закона о НПС), операторов по переводу денежных средств, а также платежных агрегаторов (п.31 ст.3 Закона о НПС).Закон № 173-ФЗ обязал банки подключиться к системе быстрых платежей Банка России. Закон вступил в силу 03.07.2019, но большинство правовых норм начинает действовать с 04.07.2020.
- Федеральный закон от 03.07.2019 № 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О национальной платежной системе"». В нем предусмотрены новые правила для компаний, которые занимаются переводами ЭДС.
В качестве примера приведу вменение в обязанность операторам по переводу денежных средств в случае привлечения поставщика платежного приложения:
- предоставление информации о наименовании, месте нахождения поставщика платежного приложения и условиях использования клиентом ЭСП с применением платежного приложения.
- подтверждение возможности использования предоставленного ему ЭСП с применением платежного приложения до начала такого использования
- включения условий использования клиентом ЭСП с применением платежного приложения в заключаемый сторонами договор об использовании ЭСП, в том числе любые ограничения применения платежного приложении и прочее,
- информирования клиентов об изменении размера и порядка взимания вознаграждения за применение платежного приложения, в случае, если использование ЭСП с применением платежного приложения предусматривают взимание вознаграждения и других
Отдельно нужно сказать о том, что указанными законами урегулирована деятельность платежных агрегаторов, которые привлекаются операторами по переводу денежных средств для перевода ЭСП(см. Закон № 173-ФЗ. Положения, регулирующие деятельность платежных агрегаторов, начали действовать с 31.12.2019.
Так согласно Статья 14.1. Закона 173-ФЗ 1. Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора, признаваемого банковским платежным агентом, для осуществления деятельности, указанной в подпунктах "а" и "б" пункта 31 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - операции платежного агрегатора), в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключаются договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств.
Согласно закона 173-ФЗ платежный агрегатор —компания, обеспечивающая эквайринг (прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг для торговых организаций). При этом оператор по переводу ЭДС вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора, о чем я указал выше. Согласно закона 173-ФЗ платежные агрегаторы признаются банковскими платежными агентами. При этом платежные агрегаторы обязаны заключать договоры о приеме ЭСП или об участии в переводе денежных средств с юридическими лицами и предпринимателями от имени оператора и на определенных им условиях.
Таким образом, если для кредитных организаций (банков) центральным институтом является банковский счет, а инструмент управления им вторичен (пластиковая карта, система интернет-банкинга и др.), то для электронных денег —наоборот. Это значит, что для получения такого ЭСП юридическому лицу необходимо пройти идентификацию.
Самые распространенные ЭСП
Двумя наиболее распространенными ЭСП в деятельности торговых точек и ИП являются:
- банковские карты и смарт-карты — дебетовые, кредитные и предоплаченные (п. 1.5 Положения об эмиссии платежных карт, утвержденного Банком России 24.12.2004№ 266-П).
- информационные системы— интернет-банк, мобильные приложения, электронные кошельки, доступ к которым можно получить с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого программного обеспечения (п.1.3 Памятки «Об электронных денежных средствах», являющейся приложением к информационному письму Банка России от 11.03.2016 № ИН-017-45/12).
Наиболее популярными являются электронные кошельки без открытия банковского счета: WebMoneyTransfer, Яndex.Деньги, Qiwi, PayPal,действующие в Россиикак платежные агенты, а с открытием банковского счета — «Сбербанк ОнЛ@йн», «Альфа-Клик», «Телебанк». Электронные кошельки можно пополнять наличными деньгами или картой. Действие ЭСП бессрочно в отличие от банковских аналогов.За обслуживание электронного кошелька не нужно платить.
Популярность ЭСП связана с расширением возможностей их использования. Основное преимущество электронных денег и ЭСП в том, что можно дистанционно оплатить мобильную и почтовую связь, услуги ЖКХ, авиабилеты, проезд в маршрутке, штрафы ГИБДД, товар в интернет-магазине, онлайн-игры и прочее.
К электронным кошелькам можно привязать банковскую карту и осуществлять расчеты с «пластика», а также переводить деньги на другие электронные кошельки. Сфера применения ЭСП расширяется, развитие рынка ЭСП (карты и информационные сети) свидетельствует о развитии малого бизнеса в России.
В качестве примера приведу ресторан «Бургер Кинг», который в 2019 годупервым среди сетевых ресторанов предоставил возможность оплаты через QR-код. Чтобы заказать еду, достаточно отсканировать его с экрана кассы через мобильное приложение WebMoneyи подтвердить операцию. Надстройка WebMoney интегрирована в кассовый модуль, информация об оплате поступает мгновенно.
Однако развитию распространения ЭСП в России мешают сдерживающие факторы.
Проблемы правового регулированияприменения ЭСП
1. Отсутствие в законе понятия «электронный кошелек».
Несмотря на то, что ЭДС находятся у оператора в транзитном состоянии, специальный статус «электронный кошелек» в законе не прописан, что является предпосылкой для возникновения конфликтов.
Пример. Решение Вахитовского районного суда города Казани от 29.09.2016, оставленное без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 19.12.2016 и Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24.10.2017 по делу № 11-КГ17-23 о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителяс ответчика ПАО «БИНБАНК»в пользу С. по причине блокировки банковской карты С. в связи с вызвавшим сомнение назначением платежа — возврат неиспользованных средств из социальной сети «ВКонтакте».
Решение проблемы: совершенствование законодательства российской федерации в части дальнейшего урегулирования ЭСП на базе сетей.
2. Отсутствие мотивации для организаций, которые принимают к оплате ЭДС и ЭСП.
В настоящее время нет налоговых льгот, отсутствует закон, обязывающий выдавать зарплату на карту, нет взаимодействия между банком и оператором мобильной связи, что приводит к краже денежных средств со счета клиента.
Пример. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24.04.2018 по делу№ 5-КГ18-41 об отмене Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04.04.2017 и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по иску С. к АО «Мобильные Телесистемы» о взыскании денежных средств, неустойки за перевыпуск сим-карты 3-му лицу, что повлекло кражу средств со счета мобильного банка.
Решение проблемы: совершенствование законодательства РФ.
3. Эмиссия электронных денежных средств законодательством РФ не предусмотрена.
Ст. 140 ГК РФ и Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке РФ» предусматривают, что законным средством платежа в России является рубль. Введение на территории России иных денежных единиц запрещено. Согласно Федерального закона от 10.07.2002г. №86-ФЗ (ред. От 03.04.2020) «О Центральном банке РФ» ( с изм. и доп. вступившими в силу с 12.04.2020) Банк России осуществляет эмиссию исключительно наличных денег. При этом обязать юридических лиц и налоговые органы принимать электронные деньги и условные единицы в счет исполнения обязательств практически невозможно. Виртуальные деньги становятся деньгами при зачислении на банковский счет.
Решение проблемы: внесение изменений в Закон о НПС с целью предусмотреть возможность осуществления переводов ЭДС юридическими лицами и ИП в пользу других юридических лиц и ИП для целей оплаты малоценных товаров и услуг, командировочных расходов, установив ограничение на остаток ЭДС, аналогичное остатку ЭДС.
4. Ограничение по использованию электронных денежных средств.
На сегодняшний день предоставлять электронные кошельки и переводить электронные деньги может только кредитная организация (банк) — оператор ЭДС. При этом ЭДС нельзя разместить во вклад, на остаток ЭДС не начисляются проценты, они не подлежат страхованию в соответствии с законом о страховании вкладов. Кроме того, кредитная организация не вправе предоставлять ЭДС клиенту в кредит (ч.5 ст.7 Закона о НПС).
Решение проблемы: в законе регламентирована процедура пополнения электронного кошелька с помощью подвижной радиотелефонной связи, то есть мобильного телефона (ч.1 ст.13 Закона о НПС). Таким образом, баланс мобильного телефона фактически является электронным кошельком с ограниченным функционалом, позволяющим вывести денежные средства на электронный кошелек и с него уже проводить оплату.
5. ЭСП не являются обязательным платежным средством и существуют в рамках той системы, в которой эмитированы.
Обращение электронных денег всегда вызывает подозрение у правоохранительных и налоговых органов относительно соблюдения законодательства РФ в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, что не лишено оснований по причине количества краж со счета мобильного банка или электронного кошелька.
Пример. Приговор Уржумского районного суда Кировской области от 20.12.2018, оставленный без изменения Постановлением Президиума Кировского областного суда от 25.09.2019 и Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 11.03.2020 по делу № 10-УДп20-1 о привлечении к уголовной ответственности по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств.
Решение проблемы: поддержка развития ЭСП со стороны государства, предоставление возможности небольшим банкам развивать банковские продукты, в которых незаинтересованы крупные банки, в том числе предоставление услуг в сфере электронных средств платежа, программных комплексов самообслуживания (терминалов) и прочего даст возможность небольшим банкам отрегулировать бизнес в этой сфере, минимизировать риски краж.
6. Деятельность банковских платежных агентов связана с большим оборотом денежных средств, чем и вызван повышенный риск осуществления подозрительных операций.
Пример. Приговор Московского окружного военного суда от 25.04.2018, оставленный без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного суда РФ от 07.08.2018 № 201-АПУ18-30 о признании виновным Б. и осуждении по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 06.07.2016 № 375-ФЗ) осуждение за осуществление террористической деятельности путем финансирования терроризма с помощью интернет-приложения и электронного кошелька.
Решение проблемы: создание механизмов саморегулирования деятельности банковских платежных агентов (платежных посредников) с целью снижения рисков провайдеров, банков, агрегаторов и клиентов.
Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере электронных средств платежа, а также модернизация режима перевода электронных денег, будут связаны именно с совершенствованием режимов ЭСП. Сегодня, когда продажи уменьшились, а дистанционные услуги, наоборот, стали более востребованы, электронные деньги и ЭСП представляют собой сущность, совмещающую характеристики инструмента и финансовой операции. Эта услуга востребована сегодня физическими лицами, предпринимателями при осуществлении e-commerce (электронной коммерции), а значит, имеет перспективы развития.